Покупая авиабилет, пассажир может столкнуться с тем, что итоговая цена оказалась выше изначальной. Это обусловлено тем, что в нее, помимо основного тарифа, входят сборы и таксы. Они представляют собой наценку, сумма которой в каждом отдельно случае будет разной.
В статье мы рассмотрим, из чего складывается цена авиабилета, какие таксы и сборы в него включаются и зачем, как прочитать буквенные обозначения кодов, можно ли не платить дополнительные комиссии.
Из чего складывается цена билета на самолет
Цена любого авиабилета складывается из нескольких факторов. Основу представляет собой тариф авиакомпании. Он устанавливается Международной ассоциацией воздушного транспорта отдельно по каждому направлению. Все что выше установленной стоимости – это сборы, таксы и комиссии.
Тариф не зависит от места и способа покупки билетов. Он представляет собой плату непосредственно за перелет. Выделяют три основных вида тарифа – эконом, бизнес и первый класс. Величина каждого из них может меняться под влиянием сезонности, политической ситуации, ценовой политики авиакомпании и т. д.
Пассажир должен быть готов к тому, что итоговая стоимость билета может быть выше изначальной. Разница в цене обусловлена сервисным сбором, налогами, сборами аэропорта и другими расходами, которые несет авиакомпания.
Когда и зачем появились таксы и сборы в авиабилетах
Дополнительные сборы и таксы появились относительно недавно, в 2000-х годах. Их основоположником считают британскую авиакомпанию, которая ввела дополнительную плату в размере 2,5 евро за билет. Такое решение было обусловлено повышением цен на топливо. Компания была вынуждена включить расходы в стоимость билета, чтобы избежать банкротства.
Под сервисным сбором подразумевают доплату за ряд определенных услуг на борту. Он взимается на законных основаниях и регламентируется Федеральными авиационными правилами РФ. Такса – это стоимость обслуживания пассажиров в аэропорту. Она зависит не от авиакомпании, а от аэропорта. Такса включает в себя обслуживание таможенной службы, терминала, а иногда – и средства, предназначенные на развитие аэропорта.
Величина сервисного сбора может зависеть от того, каким образом был приобретен билет. Например, при покупке в кассе пассажир получает бумажную маршрут-квитанцию. В этом случае авиакомпания несет расходы на бумагу, работу принтера, чернила и т. д. В случае с электронным билетом дополнительные средства могут взиматься за программное обеспечение. Если пассажир покупает билет у посредника, ему приходится оплачивать и его услуги.
Примеры сервисного сбора у разных авиаперевозчиков:
- «Победа» – 3% при оплате наличными или бронировании через сайт, 2% – при оплате картой;
- Utair – 15 евро или 1000 рублей за билет;
- Alitalia – 20 евро за бронирование, 30 евро – оплата после бронирования, 3 евро – при оплате на сайте;
- American Airline – 30 евро или 2000 рублей;
- AirBaltic – 15 евро или 1000 рублей;
- «Аэрофлот» – 230 рублей – бронирование, 800 рублей – полноценное оформление билета.
Иногда авиакомпании отказываются от взимания сервисного сбора в рамках специальных акций. Это повышает лояльность клиентов и увеличивает клиентскую базу. Поймать такое выгодное предложения совсем непросто.
Как понять буквенные коды такс и сборов в авиабилетах
В каждом авиабилете можно найти отдельные строки, где прописывается величина таксы и сборов. Это необходимо, чтобы пассажир понимал, за что он платит.
Каждая услуга имеет свое буквенное обозначение:
- YQ – топливный сбор авиакомпании;
- RI – обслуживание пассажиров в аэропорту;
- ZZ – сумма, установленная Транспортной Клиринговой палатой;
- YR – стоимость услуги бронирования (зависит от способа, которым осуществлялась покупка авиабилета).
Можно ли отказаться от оплаты такс и сборов при покупке авиабилета
Отказаться от такс и сборов при покупке билета невозможно. Они являются важным элементом ценообразования. В этом есть и плюсы. Если пассажир решит вернуть билет, он получит назад не только сумму тарифа, но и всевозможные наценки.
У лоукостеров сборы, как правило, ниже. Однако при этом пассажиры получают соответствующий уровень обслуживания. Возврат и обмен билета в некоторых случаях осуществляется с рядом ограничений.
Сервисный сбор и такса – это дополнительная плата, которая покрывает издержки авиакомпании на топливо, обслуживание аэропорта, дополнительные услуги и т. д. Величина наценки может меняться, в зависимости от ценовой политики компании, сезонности, экономической ситуации и других факторов.