Когда предстоит длительный перелет, одним из основных становится вопрос, кормят ли сейчас в самолетах. Чаще всего этим вопросом озабочены пассажиры, взявшие билет «эконом» на маршрут, который займет много часов. Как организуется питание на рейсе в разных классах сервисного обслуживания, чем кормят в самолете эконом-класса, зависит от подхода каждого конкретного авиаперевозчика к предоставлению дополнительных услуг.
Условия предоставления бортового питания
Существует 3 варианта организации кормления пассажиров в самолете:
- Питание включено в стоимость авиабилета. Это самый привычный и распространенный способ обслуживания — после набора самолетом высоты и выравнивания полета стюардессы выходят в салон, раздают порции еды пассажирам. Некоторые авиакомпании даже предлагают ознакомиться на своем сайте с бортовым меню, которое будет на определенном рейсе.
- Кормление не входит в оплату билета. Но доступен предварительный платный заказ питания на сайте авиаперевозчика или по телефону клиентской поддержки. Также можно оплатить пищу уже на борту. Стоимость такого питания приблизительно сходна с расценками в заведениях общепита в аэропортах.
- Кормление в самолете не предусмотрено, в том числе при продолжительных перелетах. Такой подход сегодня практикуют редкие авиаперевозчики.
Как выяснить, будут ли в самолете кормить
Узнать, кормят ли сейчас в самолетах конкретного авиаперевозчика, совершенно просто. Бронируя авиабилет на сайте компании, пассажир может перейти в раздел, посвященный питанию на борту. Если такого раздела нет, то на сайте наверняка будет телефонный номер сервисной поддержки, вот на него и нужно звонить.
Еще один способ узнать, кормят ли в самолетах, — глянуть на купленный билет. Там должно быть в виде символов указано, чем будут кормить в самолете:
- буква «B» либо рисунок чашечки — в самолете можно будет позавтракать;
- буквенные символы «L» либо «D», или нарисованные перекрещенные столовые приборы — будет подаваться горячий комплексный обед;
- символ «S» либо нарисованная выпечка — предусмотрен только легкий перекус;
- знак «X» — кормление несколько раз в течение полета.
Может ли отсутствовать питание в самолете
Каждый авиаперевозчик вправе не предоставлять пассажирам пищу, это его законное решение. Это указано в статьях авиационных законодательств стран, которым принадлежат авиакомпании. Согласно этим законам, перевозчики самостоятельно определяют, будут ли кормить клиентов на борту, прибавят ли питание к цене билетов, насколько полноценным будет меню. Примечательно, что каждый год авиаперевозчики один за другим отказываются от бесплатной подачи еды на борту.
Сколько раз кормят при перелете
Если пассажир покупает питание как дополнительную услугу, ему сразу говорят, в какое время подадут пищу. Если кормление включено в цену авиабилета, то обычно пассажирам никто ничего специально не говорит.
Насколько полноценным будет меню, определяется продолжительностью полета:
- если лететь придется не больше часа, то подадут только напитки;
- при полете 1–3 часа предусмотрен перекус, представляющий собой обычно выпечку, бутерброды, сладости, кисломолочные десерты;
- 3–6 часов — горячая пища, комплексное меню;
- 6–8 часов — комплексное меню + перекус;
- если длительность путешествия превышает 8 часов, комплексное питание предлагают дважды.
Это универсальная схема организации кормления. Но конкретная авиакомпания может установить свою схему периодичности подачи пищи. К примеру, российский авиаперевозчик Nordwind Airlines предлагает пассажирам только напитки, если полет длится не больше 5,5 часа, а если ехать приходится дольше, то тогда организуется полноценное питание.
Особенности питания при коротком и долгом перелете
Меню определяется длительностью маршрута. Если полет продолжается не больше 3 часов, то пассажирам предложат бутерброды, сдобную выпечку, кондитерские изделия, творожки, йогурты и прочую кисломолочную продукцию. Гораздо меньше перечень того, чем кормят в самолете эконом-класса. Если приобретен билет на бюджетный авиарейс, то там подают обычно фрукты, кисломолочные изделия, хлопья.
При 3–6-часовом перелете питание включает мясные и рыбные блюда, разнообразные гарниры, овощные салаты. К ним прибавляются десертные сладости. Если выбрана бюджетная авиалиния, там бесплатно питание не дают. Но все вышеперечисленное можно купить на борту.
При длительности авиарейса свыше 6 часов обычно пассажиры получают горячий комплексный обед + ужин. Под комплексным меню подразумевается блюдо, состоящее из чего-то мясного и гарнира, салат и десертное угощение.
Ночной авиарейс тоже предусматривает питание. Ночью в самолете обычно подают легкую закуску, хлопья, сдобную выпечку, кисломолочную продукцию. На эконом-рейсе ночное меню включает легкий перекус, также предусмотрена основная пища, которая дается малой порцией единожды за время полета.
Специальное питание при перелете
Если пассажир нуждается в спецпитании, он должен заказать его предварительно перед вылетом, позвонив в службу клиентской поддержки авиаперевозчика. Заказывать диетический рацион положено минимум за сутки до перелета.
Специальное меню бывает:
- лечебно-диетическим;
- детским;
- вегетарианским;
- связанным с национально-религиозными ограничениями.
Если пассажир летит с ребенком, то в этом случае предусмотрено особое питание для младенцев и для детей возрастом 2–12 лет. В этом случае блюда оформляются оригинально, слабо приправляются, в них отсутствуют ингредиенты с резким, жгучим вкусом. Для младенцев предусмотрены молочные смеси.
Лечебное питание подразумевает отсутствие определенных ингредиентов, способных причинить вред организму пассажира. Это:
- соль, рафинированный сахар;
- клейковина;
- жиры и простые углеводы;
- молочные протеины.
Национально-религиозные ограничения тоже разнообразны:
- индуисты не употребляют говядину, но в их рационе присутствуют рыбные, молочные блюда, баранина, курятина;
- мусульмане не едят свинину и продукты с желатиновой составляющей, не пьют алкогольные напитки;
- ортодоксальные евреи употребляют кошерные блюда, приготовленные из разрешенных в иудаизме продуктов;
- постящиеся христиане основывают свой рацион на злаках, овощах и фруктах.
Если пассажир по этическим причинам не употребляет пищу животного происхождения, то тут тоже учитывается разновидность вегетарианства:
- вегетарианцы не едят мясо и рыбу, но допускают употребление молочных продуктов, яиц;
- веганы (строгие вегетарианцы) отказываются от любой продукции животного происхождения, едят исключительно растительную пищу;
- сыроедам предлагается фруктово-овощное меню, натуральные соки, орехи, сухофрукты;
- азиатский вид вегетарианства (хинду) подразумевает исключение рыбных и мясных блюд, но молоко употребляется в незначительных количествах, присутствует много специй;
- фрукторианцы заказывают свежие либо консервированные фрукты, натуральные соки;
- индийское веганство подразумевает употребление пищи без животных продуктов, грибов, корнеплодов, без луковой и чесночной приправы;
- китайское вегетарианство — это блюда азиатской кухни без животных ингредиентов.
Поскольку спецпитание подразумевает менее калорийные блюда, порции накладывают побольше, чем при обычном питании. Такое меню, как и обычное, тоже может предоставляться как дополнение к стоимости билета, а также платно на бюджетных авиарейсах либо с необходимостью неполной оплаты.
Различия бортового питания в эконом-классе и бизнес-классе
Питание на бюджетных рейсах и при перелете в классе «бизнес» значительно разнится и по составу меню, и по сервису обслуживания. Это как сравнивать между собой бистро и ресторан.
В бизнес-классе рацион разнообразнее, блюда выглядят более аппетитно. Подаются они в приличной посуде из фарфора и стекла, а столовые приборы сделаны из металла. Если предлагаются алкогольные напитки, то это дорогие виды продукции.
То, чем кормят в самолете эконом-класса, выглядит поскромнее. Пассажиру приходится кушать из пластиковых контейнеров и тарелок, пользоваться столовыми приборами из пластика. Алкогольные напитки если и подаются, то это продукция невысокой ценовой категории. А вообще в бюджетном классе алкоголь обычно не предусмотрен.
Можно ли попросить бесплатную воду в самолете
Стюардессы, работающие на авиакомпании из России, никогда не отказывают человеку, которому на борту захотелось пить. Вода на российском борту бесплатная.
Что касается США и Европы, то в тамошних законах не указано, что стюардессы обязаны давать по просьбе пассажира бесплатную воду. Конечно, в большинстве случаев стюардессы идут навстречу человеку, особенно когда тот имеет свою пустую тару. Однако, попросив в самолете западного перевозчика стаканчик воды, иногда можно натолкнуться на ответное предложение купить питье в бутылке. Негодовать в этом случае бесполезно, по западным законам стюардесса действует корректно.
В некоторых аэропортах можно заметить питьевые фонтанчики. Никто не мешает перед вылетом наполнить тамошней водой тару, чтобы затем взять ее в самолет. Единственный нюанс — тара должна соответствовать установленному авиаперевозчиком для ручной клади объему.
Пронос своих продуктов питания в салон самолета
Обычно авиаперевозчики разрешают проносить на борт самолета свою пищу. Главное — продукты должны соответствовать установленным для ручной клади правилам.
Если говорить обобщенно, авиаперевозчики разрешают брать в салон твердую пищу. А вот что касается жидких, вязких, желейных продуктов питания, то тут действуют ограничения. Такую пищу положено разлить по емкостям вместимостью по 100 мл. А огульный объем всех емкостей не должен превышать 1 л. Под жидкой продукцией подразумеваются не только вода и напитки, но и джемы, йогурты, творожки, даже пастообразные сыры.
Вопросы — ответы
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся вопросы, касающиеся питания на борту.
Кто готовит пищу?
На борту самолета никто еду не готовит. На борт поступают уже готовые комплекты питания, стюардессы просто их разогревают. Приготовлением еды для авиакомпаний занимаются работающие в пищеблоках аэропорта повара. Там же пищу маркируют, рассортировывают, затем оставляют в хранилище до транспортировки на рейс.
Раздавая наборы питания пассажирам, стюардессы учитывают срок годности еды. После взлета самолета пассажирам сразу выдаются продукты и блюда с коротким сроком годности. Затем остальные продукты. Если самолет задерживается, а у находящихся в хранилище продуктов питания истекает срок годности, то авиаперевозчик вынужден утилизировать то, что уже испортилось, заменить утилизированное свежей едой.
Можно ли попросить добавку в самолете?
Да, попросить можно. Стюардесса даст еще одну порцию, если таковая осталась. Обычно наборов питания в самолет берется больше, чем заявлено пассажиров, так что на добавку можно рассчитывать. Понятно, что придется доплатить.
Можно ли просить алкогольный напиток на борту эконом-класса?
Тут все решает авиаперевозчик. На бюджетных рейсах алкоголь чаще всего предоставляется за оплату. Многие авиакомпании дают бесплатное пиво либо вино при продолжительном перелете.
Почему пища в самолете кажется пресной
Это обман обонятельных и вкусовых рецепторов, связанный с особыми микроклиматическими условиями в самолете. Из-за сниженного атмосферного давления и сухости воздуха еда ощущается преснее, чем она есть на самом деле. Чтобы пассажирам было приятнее кушать, пищу приспосабливают к микроклиматическим условиям на борту: в нее при приготовлении добавляют чуть больше соли и приправ, чем требуется по стандартному рецепту.
Примечательно, что вкус протеиновой пищи в самолете искажается не так существенно, как сладостей и соленостей. Из-за этого в полете очень вкусным кажется томатный сок. Дело в том, что этот напиток содержит в значительной концентрации глутаминовую кислоту. Она является естественным аналогом глутамата — сильной пищевой добавки, используемой для усиления вкусовых качеств мясных продуктов.
Можно ли пронести в самолет собственный алкогольный напиток
Разрешено ли пронести в ручной клади алкогольный напиток, определяет авиаперевозчик. Многие компании позволяют перевозить в салоне исключительно алкоголь, купленный в торговой точке Duty Free. Причем продукт должен быть тщательно запечатан в специальный магазинный пакет. Употреблять позволено только те платные или бесплатные напитки, что предлагают стюардессы. Но в этом случае никто не мешает продегустировать алкогольный напиток в баре аэропорта перед вылетом.
Если авиаперевозчик разрешает брать в салон алкогольную продукцию, то она должна находиться в таре вместимостью до 100 мл. То есть тут требования такие же, как для любой жидкой продукции. Важное условие провоза в салоне собственного, взятого в виде ручной клади, алкогольного продукта — его категорически недопустимо пить во время перелета.